Как и зачем нужно развивать творческое мышление

Обладая развитыми творческими способностями, человек находит нестандартные решения, предлагает оригинальные инициативы. Проявляя свои способности, он реализует их в той или иной деятельности. Важная сторона данного качества — наличие креативности, которая тоже нуждается в первоочередной активизации. Развитие творческого мышления может пригодиться каждому, его наличие — весьма полезное свойство.

мозг человека

Формирование творческого мышления

Развитие творческого мышления включает применение множества методов. Как оно формируется?

  • Тренинги.
  • Индивидуальное совершенствование. Высокий уровень интеллекта позволяет наиболее полно раскрыть задатки и получить пользу. К примеру, при сформированном воображении возможно абстрагирование (как и развитие абстрактного мышления).
  • Характер мышления, в данном случае — творческого, формируется и в процессе обучения. Требуется не только овладеть теорией, но и создать нечто, неизвестное науке до данного момента.
  • Учащийся не только осваивает материал, но и участвует в предлагаемой познавательной деятельности. Применение своих суждений при решении задач делает методы развития творческого мышления все более совершенными.

Творчество развивает самостоятельность, умение применять свои знания для эффективной деятельности, приносящей удовлетворение. Нестандартное мышление, не только проявляется на деле, практике, но и формируется ею.

Особенности развития творческого мышления

Методы развития творческих способностей в психологии достаточно многочисленны. Отмечают концепции:

  • латерального мышления (нестандартного, с множеством подходов);
  • изобретений (к примеру, система ТРИЗ, как метод развития творческого мышления, представляет собой теорию решения изобретательских задач);
  • синектику (метод коллективного исследования или усовершенствованный «мозговой штурм»);
  • другие.

Наибольшей универсальностью обладает первая разновидность Э. Де Боно. Латеральное мышление — это теория логики и понимания, связанных с разработкой новых идей.

Говоря об особенностях творчества, имеют в виду деятельность по созданию новых ценностей с применением оригинальных идей. Развитие нестандартного хода мыслей требует нетривиальности (оригинальности), стремления к новизне, гибкости.

5 упражнений для развития творческого мышления

всестороннее развитие

Справедливо предполагается, что в каждом человеке при определенных обстоятельствах обнаруживается творческая личность. Это понятие включает множество аспектов: пространственное мышление, системное, стратегическое, образное и другие виды. Упражнения на развитие таких способностей более полно раскрывают потенциал. Выполнение требует самоконтроля, проявления настойчивости и свободного времени.

Подбор слов

При реализации разных подходов можно привести пример формирования ассоциативного мышления, упражнения для которого выполняются в форме игры «Цепочка ассоциаций». Предлагается закончить 10 наборов слов из 3 в каждом своей ассоциацией, связанной с предыдущими терминами и понятиями. А затем требуется найти лишние элементы в этих построениях. Подобная тренировка развивает продуктивность.

Есть целый ряд упражнений на подбор слов. Развитие образного мышления осуществляют тренировками на составление маленьких рассказов со вставкой нескольких из них. К примеру: бинокль, дом, кольцо и священник. А если это будет криминальная новелла, сознание получит развитие дедуктивного мышления.

Предсказания

разные формы мышления

Аналогичное упражнение для развития творческого полета мысли называется «Последние деньги». Нужно представить свой бумажник, когда в нем осталось 500 рублей, а зарплата лишь через 7 дней. Затем придумать перечень из 10 предметов, которые можно купить на эту сумму. Указанные тренировки обеспечивают также развитие математического мышления, образного, позитивного, других способностей.

Слова на букву

Развитие ассоциативного мышления осуществляется при выполнении задания «Заглавная буква», предназначенным для детей и взрослых. Находясь в любом месте, нужно взять одну заглавную букву. За 3 минуты требуется написать максимально возможное число слов, которые с нее начинаются. Тренировки проводятся по 15 минут. Подобные способы прокачки мыслительных способностей дают стимул возникновению творческих идей. Человек отыскивает ассоциации в своем мысленном потоке.

Описание предметов

Развитие стратегического мышления обеспечивает задание под названием «Я никогда не…». Требуется составить перечень из 50 вещей (или же поступков), которыми человек никогда не обзаведется (не сделает). Также необходимо подумать, по каким причинам это так и что именно останавливает.

Развитие образного мышления поможет осуществить задание «Меню для врага». Нужно представить, что появилась возможность накормить своего неприятеля вкусными вещами. Тогда берем лист бумаги и перечисляем список блюд на один день. Нужно описать завтрак, обед, полдник, ужин.

Развитие креативности

Под понятием «креативность» подразумевается способность человека к вырабатыванию принципиально новых идей, а также к принятию их. Обычно они не совпадают с традиционными или общепринятыми схемами. Развитие креативного мышления дополняет творческое воображение. Отличают следующие характеристики данного свойства.

1. Продуктивность — понятие, с помощью которого оценивают творческий потенциал.

2. Развитие гибкости мышления помогает объективно мыслить и адекватно воспринимать реальность. Творческие люди постоянно находят новые идеи благодаря данному качеству, которое также повышает эффективность обучения, научной и предпринимательской деятельности. Развитие гибкости мышления при наличии дипломатичности способствует успешному разрешению споров, уходу от конфронтаций.

3. Оригинальность — особенность творческих личностей, способность выдвигать неожиданные идеи, отличные от уже имеющихся. Создание интересных проектов, разработка существующих обеспечивает развитие нестандартного мышления, что весьма ценно в любом виде деятельности. Хотя надо сказать, что окружающие критически относятся к оригинальности всего нового.

4. Способность к решению усложненных задач — это навык, включающий аналитическую и практическую составляющие. Развитие аналитического мышления формирует умение разрешать сложные проблемы. С навыком преодоления все больших трудностей повышается творческий потенциал.

Эти качества можно и нужно развивать, согласно теории Д. П. Гилфорда, американского психолога 60-х годов 20 века. Важен всесторонний подход. Так развитие позитивного мышления помогает заменить негативное восприятие более оптимистичным. Этот путь состоит из множества аспектов, приводящих в конечном итоге к более здоровому отношению к жизни. Развитие системного мышления дает целостное мировоззрение, возможность учитывать связи между предметами.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление представлено в виде следующих основных форм.

  • Понятие, отражающее признаки класса из 1 элемента, а также однородных предметов. Выражается в виде слов и словосочетаний в языке
  • Суждение характеризуется утверждением либо отрицанием. Применяется к предметам, их отношениям или свойствам. Выражается повествовательным предложением, бывает простой и сложной разновидности.
  • Умозаключение делается посредством одного или ряда суждений в соответствии с правилами. Так развитие логики необходимо для того, чтобы иметь возможность изучать такого рода посылки и заключения.

Необходимость развития разных видов мышления

Важно иметь представление о том, какой именно из видов творческого мышления нужно развивать для ситуаций и повседневности. Современные технологии позволяют выбирать оптимальный вариант из разнообразия. Способы развития мышления применяются для улучшения познавательного процесса. При этом творчество на начальном этапе отражает действительность с таким результатом, которого еще не существует. Развитие стратегического мышления либо пространственной, системной, позитивной его формы предпринимается для возможности изменять окружающие условия.

Примером всестороннего подхода может служить развитие математического мышления. Это сфера цифр и вычислений. Когда дело касается геометрии, становится понятно, что подобный склад ума — следствие интуитивного понимания пространства. Требуется воображение, умение представлять объекты в трехмерном отображении и их детали. Чтобы освоить эту функцию, понадобится развитие пространственного мышления. В результате можно анализировать свойства структур, трансформировать их, создавать. Установлено, что лишь части людей присуще пространственное мышление. Но и его можно успешно развивать.

Добавить комментарий