Теории о развитии личности и этапы процесса

Человек, рассматриваемый в плане его обусловленных социально психологических характеристик, является личностью. Его свойства проявляются в общественных связях, значимых поступках. Проблема личностного развития давно интересует науку. В результате исследований обнаружены механизмы этого процесса.  Этапы и теории развития личности рассмотрим далее.

график развития

Как стать счастливым человеком? Вполне реально научиться быть таковым или жить, получая удовлетворение от действительности. Но физиологи имеют другое мнение. А именно, считают, что подобные состояния зависят от наличия уровня гормонов:

  • серотонина, устраняющего депрессию, полезного для ума и организма;
  • дофамина, с ним связанного, называемого также «гормоном удовольствия»;
  • ГАМК, регулирующего расслабление.

Если хоть одного вещества из данного списка не хватает, настроение изменится на негативное, а человек почувствует упадок. Поэтому важен рацион питания, обеспечивающий достаточность данных гормонов. Но также суть того, как стать счастливым человеком, заключается в мировоззрении, позитивном настрое, обстановке без стресса и тревог. Здоровье психики и физиологии предопределяет возможность развивать свою личность. Что подразумевает под собой это понятие, отражающее процесс, а также какие теории его описывают, рассмотрим далее.

скульптура философа

Психология развития личности: основные понятия и теории

Взгляды людей, как и само мировоззрение, могут меняться с течением времени. Для этого существует целый ряд причин. Одной из них, согласно которой изменения происходят в лучшую сторону, является личностный рост. Человек переосмысливает свой опыт, находит наиболее удачные решения для различных ситуаций, справляется с поставленными задачами. Направление, изучающее проблемы развития, отвечает на вопросы: каковы этапы и механизмы процесса, как происходит достижение целей. Рассмотрим основной перечень теорий, сформировавшихся по этим темам.

Психодинамическая теория

Ее примером является фрейдизм или классический психоанализ. Основатель З. Фрейд рассматривал развитие личности в психологии (с точки зрения этой науки). Он полагал, что его источником являются инстинкты или врожденные биологические факторы, создающие желание типа либидо. Данная энергия направляется на продолжение рода или разрушение. Мотивы, мораль и этика вступают с ними в динамическое взаимодействие, что и регулирует человеческое поведение. Предполагалось, что бессознательное играет главную роль.

 Психоаналитическая теория

Направление появилось в связи с именем К. Г. Юнга, сотрудника З. Фрейда, создавшего отдельный вариант — аналитическую психологию. Структура личности в психологии была разделена на 3 части. Две из них — индивидуальное и коллективное бессознательное, а третья — самосознание. Первая часть — это хранилище забытых мыслей и чувств. Вторая — память поколений, опыт и история. Выделенные К. Юнгом личностные ориентации: экстраверсия и интроверсия также относят к его за слугам. Разработано разделение процессов психики на 4 разновидности:

  • мышление;
  • чувствование;
  • интуиция;
  • ощущения.

Юнгианская психология включает размышления о смысле жизни, целях, проблемы социального плана.

 Индивидуальная теория

Направление касается понятия целостности личностей и их уникальности. Неповторимость, как понятие, было разработано А. Адлером. Он утверждал, что поведение определяет чувство общности с другими людьми, а не инстинкты, имеющиеся от рождения. По Адлеру выделены следующие составляющие индивидуальности.

  • Ощущение неполноценности и компенсация этого.
  • Желание превосходить.
  • Стиль.
  • Творческая неповторимость.
  • Общественные интересы.

Психология развития личности весьма связана с данными исследованиями.

Теория поведения

Данная теория делится на рефлекторное и социальное направления. Аксиома обоих: среда — источник развития. Свойства психологии личности — это социальные навыки и рефлексы поведения.

Направления гуманистической теории

Ещё называется клиентцентрическим (от слова «клиент») и мотивационным, в которое входит психология самосовершенствования. Основоположники теории развития личности Роджерс и Маслоу считали: человек от природы может улучшать себя, способен к личностному росту.

Теории развития личности включают методологии постановки целей и достижения их. А также это психология успеха и многое другое.

Этапы саморазвития и самосовершенствования

Развивать себя можно, ориентируясь на технику личностного роста. Это не тот метод, который помогает достигать всего намеченного без усилий. Встающие на этот путь, должны приготовиться к упорному труду. Психология личностного роста — это работа над недостатками, улучшение своих характеристик. Преодоление страхов, расширение границ — трудоемкий процесс и серьезное испытание. Развитие личности в данной технологии должно способствовать достижению успеха во всех делах.

Начиная тренировки воспитания и самовоспитания, как и любые другие, следует соблюдать принцип постепенности, чтобы не допустить перегрузок. Большое напряжение может быть вредно организму. Приступая к обучению, нужно также познакомиться с общим планом, а также составить свой.

Осознание необходимости в изменениях

Взяв данное направление в продвижении по пути самосовершенствования, нужно осознать, в чем польза процесса. Не усложняет ли это всей жизни в целом? На первом этапе следует подумать, возможно ли осуществить саморазвитие без остановок, постоянно поддерживая уровень. Потребуется постоянно приобретать навыки, ставить цели и реализовывать мечты. При отсутствии понимания нужности развития личности в жизненном процессе тренинги, упражнения и книги не помогут.

Определение своих недостатков и направления для развития

Первоначальные этапы развития личности включают следующие мероприятия.

  • Нужно сформировать фронт необходимых действий по работе над собой. То есть: пересмотреть свои сильные черты и выявить все то, что требует улучшения. Развитие внимания в процессе требует его также по отношению к своей привлекательности.
  • Составить план по преодолению недостатков.

Формирование образа желаемого будущего и постановка цели

Этапы развития личности при осуществлении первых шагов требуют мотивации. Без наличия желания совершенствовать себя попытки будут обречены на провал. Это следующие мотивы.

  • Самоутверждение, намерение выглядеть лучше в глазах близкого окружения. Необходимо повышать статус, самооценку.
  • Психология развития личности предполагает стремление быть похожим на кого-то успешного и подражание ему.
  • Улучшение навыков по управлению другими — властный мотив, который тоже необходим.
  • Стремление заниматься деятельностью включает получение удовлетворения от нее. Выполнение обязанностей может стать увлекательным занятием.
  • Этапы развития личности в плане их преодоления могут приносить ощущение радости, как следствия успеха. Оно мотивирует к дальнейшему продвижению: постановка и достижение целей.
  • Психология самопознания — это также стремление к высотам в своих сферах деятельности, желание достигнуть совершенства.
  • Человек ощущает потребность быть частью сообщества, занимающегося подобным процессом.

Таких видов мотивации требует формирование и развитие личности.

Выбор способов достижения результата

Очередной уровень по теории развития и личностного роста может реализоваться несколькими путями. Основы различных подходов — это и собственное упорство, и методы с использованием помощи специалистов. Психология саморазвития состоит из следующих общепринятых способов личного роста.

  • Знакомство с литературой, изучение соответствующих книг. Недостаток — скорость продвижения небольшая, необходимо самому разбираться во всех аспектах. А также искать в потоках информации, иногда противоречивой, правильные шаги.
  • Комплексный подход заключается в применении ряда методов: чтение книг, видеотренинги, советы психолога.
  • Факторы развития личности раскрываются под влиянием курсов и тренингов. Результаты достигаются быстрее, так как вся информация правильно преподнесена с пояснениями.
  • Психология саморазвития находит благоприятную почву в результативном методе, при котором процесс идет под руководством тренера. При оптимальности данный способ обходится не дешево, но важен индивидуальный подход.

Механизмы развития личности, включающие выявление самооценки, реализуются также в виде техники ступеней. Испытуемые рисуют лестницу, обозначая свой статус на одной из 10. Уровни от 1 до 4 соответствуют низкому мнению о себе, 5, 6 и 7 — норма. А остальные — чрезмерно высокая самооценка.

Планомерные действия до достижения целей

Все воспринимаемые постулаты теорий и тренингов следует соотносить с личным опытом, пропускать через собственное сознание. Ведь ошибаться могут и признанные авторитеты. Психологические механизмы формирования личности реализуются в рамках технологии достижения целей. При этом рекомендуется ряд этапов по их постановке. Психология успеха — умение формулировать определенные намерения и реализовывать их. Конкретизируются все аспекты, устанавливаются сроки, укрепляется уверенность в осуществлении задуманного. Таковы особенности развития личности в данном процессе.

Выделяют разное число этапов на пути реализации намерений. Можно перечислить следующие из них.

  • Необходимы наличие желательности цели, вера в возможность ее достижения. Психология самопознания требует постановки именно таких задач.
  • Формирование плана по реализации.
  • Психология успеха — это наличие пользы от процесса, для чего делают анализ ситуации.
  • Установка сроков, как для окончательной реализации, так и по этапам.
  • Определение наличия препятствий и их характера. А также того, какая потребуется информация.
  • Составление списка тех, кто будет помогать. Это могут быть как отдельные люди, так и учреждения.
  • Составление картины реализации.
  • Психология о цели и смысле ее достижения требует также набраться решимости для осуществления задуманного.

Изменение и корректировка планов развития личности

Сформированное самой человеческой личностью сознание отлично от того, которое присутствует в нем от рождения. Психология самопознания включает накопленный опыт, вследствие которого жизнь, деятельность и поставленные задачи переосмысливаются. Нормальное саморазвитие приводит к возможности успешно справляться с задачами. Важно выработать позитивную самооценку, обобщая практические знания и опыт относительно других. Любое изменение социального положения влияет на мнение человека о себе самом и виновнике этих перемен.

Добавить комментарий