Термин «культура» произошел от латинского слова, означающего в переводе «воспитание». Со временем понятие приобрело более широкий смысл. Духовная культура в современном обществе включает совокупность норм, ценностей, предметов, накопленных за время существования человечества. Рассмотрим, как происходит формирование духовной культуры личности в современном обществе. Тема может касаться как отдельной личности, так и всего общества, что делает ее разносторонней, представляющей собой значительный интерес. Во все времена она актуальна, какие бы эволюционные процессы не происходили.
Что такое духовная культура личности
Духовное самосовершенствование необходимо людям, во многом предопределяет роль каждого в жизни. Процесс связан с постоянной работой, саморазвитием. Успеха можно достичь лишь при осознании возможности и необходимости это реализовать. Важна уверенность в получении результата. Ведь нельзя себя духовно измерить, можно только судить о наличии развития сознания по действиям и поступкам.
Человек приобщается к наследию своей нации или цивилизации в целом, изучая культурные источники. Это исторические и литературные памятники, писания, музыка и изобразительное искусство. Так реализуется духовное самосовершенствование. Освоив знания, люди лишь получают инструмент, способствующий подобному развитию соответствующих качеств своей личности. Необходимо также устранить черты характера, мешающие процессу.
Весьма давно, около 2 тысяч лет тому назад человечество начало различать материальную и духовную компоненты культуры. Первая составляющая представляет собой разнообразие, состоящее из созданных руками людей предметов. Вторая состоит из норм, нравов, представлений о добре или красоте. Духовная культура в современном обществе включает идеи, религию, интеллектуальные ценности, изобретения, развитие мысли и многое другое. Формы духовной культуры выделить не так просто, между ними лишь условная граница. Хотя вполне можно различить личностный и общественный ее виды.
Воздействие духовной культуры на формирующуюся личность
Духовное самосовершенствование считается возвышенным понятием. Но реальность требует опыта, так как имеет приземленные основы. Личностный рост и саморазвитие получают толчок при наличии проблем, требующих разрешения. Это здоровье, психологические трудности, эмоции, связанные с семьей и отношениями, жизненные поиски.
Духовное самосовершенствование представляет собой путь, который нужно пройти для преодоления своих заблуждений. Человек становится психологически зрелым, чтобы осознать эту дорогу, понять гармонию мира и его полноту. При достижении истины необходимо избавиться от иллюзий и ошибок. Ученый Р. Уолш считал духовность и психологическую зрелость синонимами. То и другое связано с реализацией личностью своих способностей, развитием качеств: правдивость, решительность доброта и других.
Духовный рост сопряжен с изменением восприятия, очищением сознания. Понятия, не содержащие в себе истины, могут исказить видение реальности и самого себя. Как основа формирования личности, духовность мобилизует внутренний потенциал. Высокие ее показатели позволяют воспринимать жизнь наиболее полно, обретать покой, равновесие и умение сострадать.
Этапы духовного развития человека
Выделяют несколько составляющих, которые считают основой сущности индивидуума. Это следующие ценности.
- Истина, представляющая собой интеллектуальный аспект.
- Мир, важный для эмоциональной сферы.
- Любовь, как нравственная составляющая.
- Праведность, существенная для физической сферы.
- Духовный аспект составляет отказ от насилия.
Данные компоненты присутствуют вне зависимости от расовой или национальной принадлежности, окружающей среды и вероисповедования. Все человеческие ценности связаны между собой и зависят одна от другой. Личностный и духовный рост происходит при развитии вышеперечисленных основ. Человек мотивирует в себе убеждения, увеличивающие ресурсы, избавляясь от тех, которые лишь поглощают энергию и тормозят. К примеру, если считать себя умнее всех, можно оказаться на ложном пути или в тупике. Но более реально понимать свои способности к повышению уровня самообразования.
Другой вопрос — почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания? При появлении осознанности становится важным понимание индивидуумом его миссии. А также сути происходящих событий, наличия цели. Так человеку приходит знание, вера, источник силы он находит внутри себя. Он должен быть уверен в своей способности к преодолению трудностей. Духовно-нравственное воспитание, как основа формирования каждой личности, помогает в этом. Рассмотрим основные этапы или уровни духовного развития.
Человек незнающий
Людей, волю и дух которых лишь недавно посетило осознание своей индивидуальности, считают наиболее приближенными к природе. Перед ними стоит задача выживания. Они характеризуются стремлением «быть, как все». Но руководствуются экологическими принципами, дающими безопасность. Консервативные индивидуумы с инертным умом встречаются и из числа пожилых людей. Они всегда пребывали на таком уровне или «скатились» на него с высокого положения.
Такими личностями легко управлять. Порой они боятся изменить собственную жизнь, наблюдают за страстями издалека, просматривая сериалы. Их моральные ориентиры ограничены, но присутствует значительная выносливость, способность работать с помощью физической силы. Эволюция почти всех за редкими исключениями начинается с такого уровня.
Есть и такие, которых называют «люди-дети», им присущ интерес к познанию, а также озадачивает вопрос: как развить в себе способность к переходу на более высокий этап. Подобные настроены изучать мир, чтобы еще активнее потреблять его блага. Такое духовное развитие ограничивается недостаточностью способности концентрироваться, усидчивости. Выработанные ценные идеи обречены на то, что их авторы не могут их реализовать до конца.
Человек ищущий
Среди типов людей, способных на начинания в пределах того или иного пути достижения цели редко встречаются те, которые могут сосредоточиться на одном деле. Они хотят все перепробовать, успеть это на протяжении жизни. Иногда такие индивидуумы превращаются в рабов своих развлечений, не приобретая в этом самостоятельности. Кто-то делает их бытие интересным, отчего они впадают в зависимость, зачастую скучая или доводя себя до депрессии.
Чтобы не стать жертвой тех или иных дурных привычек, каждый может заняться поиском пути перехода на следующий этап. Хотя многие остаются на таком уровне. Но если потенциал человека потребует большего, мир заставит его эволюционировать дальше. Как развить в себе способность для перехода на следующую ступень, подскажет целеустремленность. Проявив амбиции и реализовав работоспособность, личность начинает изучать окружающий мир, методы управления им.
Человек, обретший знания
Образованный человек иногда употребляет слово «статус». Наличие культуры личности в процессе самосовершенствования включает осознание своих достижений. Некоторые стремятся оставить в истории свой след или задать высокий уровень потомству. Двигаясь вертикально, подобные индивидуумы учатся использовать тех, кто ниже их по развитию. Но найдутся те, кто стоит на более высокой ступени и знакомы с их ситуацией. Может возникнуть взаимный конфликт по поводу бездарной растраты отпущенного времени.
У подобных людей отмечается требовательность к себе. Нравственное воспитание, как основа, помогает им осознавать такие достижения, как преодоление животного начала. Но не все из них пришли к вере в Бога, зная, что у человека есть возможность «поворачивать вспять реки». Подобная природа вещей открывается им в конце данного этапа. Они начинают изучать правила общения с высшими силами, методы применения культуры личности в этом процессе. Осознав, что достигли предела собственных возможностей, такие индивидуумы иногда меняют сферу деятельности. Но могут также начать уничтожать себя наркотиками, экстремизмом, азартными играми. Возможна и эволюция на следующий этап.
Человек применяющий знания
Данный уровень, как и два предыдущих, можно назвать переходным при реализации культуры личности в саморазвитии. Люди начинают осознавать Бога в душе, воспитывают в себе смирение, получая некоторое удовольствие от наличия у каждого собственной судьбы. При этом человек может сформировать мировоззрение, согласно которому социум не влияет на него. Ведь есть всевышний разум и лишь он обладает властью. Такой индивидуум обладает простотой и мудростью, помогает активизировать духовность у людей, стоящих на низшем уровне развития. В пределах данного этапа выделяют три типа.
- Смиряющие свое эго.
- Теряющие в некоторый момент все имеющееся для полного устранения самолюбия, так как оно им более не помогает. Формирование духовной культуры личности таким путем может привести к реальной свободе. Но важно также не допустить длительного ощущения потери или снижения уровня.
- Пройдя этап «обнуления», индивидуум находит свою жизненную дорогу, устанавливая собственные контакты и виды деятельности.
Считается, что применяя знания, человек и Вселенная работают друг на друга. От такой личности исходит ясность и мудрость. На следующем этапе вновь активизируется воля.
Человек просветленный
Моментами у индивидуума могут возникнуть опасения, что он возвращается на пройденные этапы. Но дух предоставляет ему энергию, достаточную для изменения окружения и решения задач. При этом личность полностью подчиняется мыслеформе (духовности). Высшее «Я» имеет с ней совпадающие желания. Под влиянием просветленного люди начинают осознавать свое предназначение. При дальнейшем развитии цель существования заключается в подобном воздействии. Высшие духовности помогают нижестоящим уровням пройти с пользой все этапы.
Необходимость духовного развития в современном обществе
Духовная культура в современном обществе — это культура отдельной личности, это присутствие духовного мира, который в разной степени имеется у каждого. Его характеристики связаны с помыслами, желаниями и целеустремлениями. А также определяются деятельностью, творческой реализацией, возможностью предлагать идеи, создавать правила и улучшать мир. Формирование нравственной культуры личности, как и духовной, основывается на соответствующих ценностях. В их числе традиции, обычаи и законы, которым все подчиняются. Групповое сознание обладает возможностями, которые не стоит недооценивать.
Даже если некто не хочет подчиняться условностям, ему придется с ними считаться. Формирование духовной культуры каждой личности в современном обществе складывается в сознание, присущее всему социуму. Оно находит выражение в политике, области правовых отношений, нравах, науке и искусстве. Проявляется уровень коллективной духовности. Формирование нравственной культуры личности, а также духовной в совокупности приводят к созданию норм поведения, эталонов. Задаваясь вопросом, как развить свою волю и дух, человек обращается к разуму, коллективная форма которого ориентируется на вечные ценности. Это основа любой культуры.
Духовная культура человека важна в наше время, когда многие люди ценят только материальные ценности и на многое ради них готовы