Эффект Даннинга-Крюгера: искажение объективной реальности

Эффект Даннинга-Крюгера – этому термину есть простое, более понятное объяснение. Сократ говорил так – я знаю, что ничего не знаю – сам того не подозревая, древний ученый озвучил закон психологии, о котором станет известно только в 20 веке. Подробно эту особенность восприятия начали изучать в 1999 году. Психологи из Америки Дэвид Даннинг и его ассистент Джастин Крюгер назвали явление когнитивным сбоем.

Эффект Даннинга-Крюгера

Человек не в каждой ситуации объективно оценивает свои знания, явление восприятия, которое не соответствует действительности, называется законом Даннинга-Крюгера.

Знаменитое правило гласит – специалисты с недостаточным опытом и квалификацией переоценивают собственную значимость, а квалифицированные специалисты недооценивают свои способности.

Данный закон обсуждался задолго до 20 столетия, упоминания о нем встречаются в трудах Конфуция, Сократа, однако, только ученые из Америки провели соответствующие исследования, предоставили официальные выводы, обосновали явление, применив его к психологии.

История возникновения закона Даннинга-Крюгера

В конце прошлого века психолог Дэвид Даунинг заинтересовался историей грабителя неудачника Макартура Уиллера, он хотел понять, почему мужчина оказался в необычной ситуации. Работая над этой темой, специалист пришел к выводу – людям свойственно давать позитивную оценку своим знаниям в социальных, а также интеллектуальных сферах. Иногда оценка неоправданно завышенная.

За основу психолог взял два высказывание Чарльза Дарвина о том, что уверенность, как правило, порождается не знанием, а невежеством. Бертран Рассел утверждал, что уверенные личности являются глупцами, а нерешительные люди в должной мере образованные.

В эксперименте Даннинга и Крюгера, принимали участие учащиеся Корнельского университета. Им было предложено ответить на несколько вопросов на различные темы. Студенты оценивали свои результаты и определяли для себя место в рейтинге.

Итоги эксперимента таковы: две трети студентов, получивших наименьшие баллы, выбрали для себя высокое место в рейтинге. Только треть участников эксперимента успешно ответили на вопросы, но выбрали для себя низкое место в рейтинге.

Далее эксперимент вышел за пределы университета. Психологи задавали вопросы людям на стрельбище о знании оружия. Респонденты, которые дали наименьшее количество правильных ответов, посчитали свои знания хорошими. Все последующие эксперименты имели аналогичные результаты, например, 81% опрошенных владельцев авто оценили свои знания и навыки выше, чем среднего, но такие результаты невозможны.

Итоги исследований таковы – умные, образованные люди склонны занижать уровень знаний, они прислушиваться к конструктивной критике. Глупые люди совершают больше нелогичных поступков и уверены в превосходстве.

Выводы из закона Даннинга-Крюгера

Один из самых важных выводов – компетентные, образованные люди склонны к самосовершенствованию.

Относительно людей с недостаточным уровнем интеллекта, выводы такие:

  • зачастую дают оценку, не соответствующую уровню знаний – завышают ее;
  • некомпетентны, когда нужно оценить знания других людей;
  • не принимают свои ошибки, не оценивают грамотно результаты работы.

Поскольку люди с низким уровнем интеллекта переоценивают свои способности, они никогда не сомневаются в результатах своей работы. Как следствие, они всегда находят причину неудачи – некачественные материалы или инструменты, неправильно составленная инструкция. В тех сферах, где допустима необъективная оценка, появляется огромное количество некомпетентных специалистов. Яркий пример – фотография. В специализированных магазинах представлен большой выбор техники, это привело к появлению фотографов – непрофессионалов, которые не понимают основы фотографии, но называют свои снимки гениальными. Это же утверждение применимо к любой отрасли оказания услуг. В этом случае негативные последствия отражаются и на тех, кто предоставляет некачественные услуги, а также на настоящих мастерах, поскольку их услуги обесцениваются.

Важно! Даннинг и Крюгер определили, что у человека, который глубоко погружается в тему, меняется оценка своих навыков даже, если количество знаний при этом не увеличивается.

Закон Даннинга-Крюгера на практике

Необходимо отметить, что данный закон применим ко всем сферам жизни человека – профессиональные, социальные, бытовые. О принципе Даннинга-Крюгера необходимо помнить всегда, когда предстоит изучение новой темы и результаты будет оценить квалифицированный специалист. Всегда необходимо полагаться на здравый смысл, помнить, что данный эффект распространяется на каждого человека. Если изучаете новую тему, всегда задавайте себе вопрос – достаточно ли знаний, чтобы оценивать свои знаний и знания других людей. Например, не нужно рассказывать врачу, какое лечение назначить, если вы сомневаетесь в его компетенции, просто обратитесь к другому специалисту.

Важно! Человек с недостаточным багажом знаний легко поддается на провокации. Это означает, что другой человек легко убедит его в высоком профессионализме.

Это актуально, когда необходимо нанять на работу специалиста, найти исполнителя. Человеку без специальных знаний сложно определить – кто стоит перед ним – обманщик с раздутым эго или действительно профессионал. Чтобы не ошибиться с выбором, обратитесь в специализированную компанию по подбору персонала. Никогда не нужно задавать человеку вопрос «на засыпку» и тем более готовить ответ на шпаргалке. Будьте готовы, что человек даст расширенный ответ, расскажет правильную информацию, но своими словами, предоставит более свежие, актуальные данные. В неловкой ситуации окажется человек, задавший вопрос.

Теперь перейдем к практическим примерам из жизни, где закон Даннинга-Крюгера проявляется в действии.

Пример №1 – Николай и любимая игра

В детстве Колю научил шахматам родной дедушка. Мальчик полюбил игру, соревновался с папой, братьями, друзьями. Многие партии парень выигрывал. Окружающие хвалили Колю, говорили, что он отличный шахматист. Когда в городе проводился областной турнир, парень решил стать участником и уже праздновал победу, но первую партию проиграл.

Вывод: Николай думал, что он лучший шахматист, но на самом деле его знания можно было оценить на уровне любительских. Мальчик переоценил себя.

Пример №2 – Алина и вокальный конкурс

Любимое увлечение Алины – музыка. Она обожает петь, делает это на работе, в караоке-барах, с друзьями на природе. Однажды в караоке-баре парень особенно нахваливал талант девушки, и она согласилась принять участие в вокальном конкурсе. Специально девушка не готовилась, просто спела свою любимую песню. Какого же было ее удивление, когда вместо оваций она услышала от жюри, что ее голос обычный и ничем не отличается от любого другого голоса.

Вывод: по мнению друзей и близких родственников, Алина – замечательная певица, но на крупном конкурсе талант девушки оказался не более чем заурядными способностями.

Пример №3 – Артем и прыжок с парашютом

Артем с детства любил фильмы о сильных героях, которые легко справляются с любыми экстремальными ситуациями. Насмотревшись экшенов, где главный герой с легкостью прыгает с парашютом, парень мечтал совершить свой подвиг. На его день рождения друзья подарили Артему сертификат на прыжок с парашютом. Парень был полон решимости, он был уверен, что никаких сложностей не возникнет и совершенно не испытывал страха. Однако после разговора с инструктором Артем осознал, что ему предстоит непростая и даже опасная задача. Конечно, после этого уровень уверенности парня значительно снизился.

Вывод: не обладая специальными знаниями парень был уверен, что прыжок с парашютом возможно совершить без подготовки, только после инструкций он понял, что придется пройти специальную подготовку и обучение.

В заключение предлагаем посмотреть видео о том, почему люди с недостаточной компетентностью искренне полагают, что они особенные

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.