Отношения в обществе — это необходимая сфера развития личности. Человечество не может существовать вне общественных отношений: человек становится человеком, только если он контактирует с себе подобными. Наблюдение за детьми, долгое время жившими вне человеческого общества, показывает, что человек становится животным, если он общается только с животными. Человек является таковым только потому, что он социален. Он комфортно чувствует себя в обществе других людей, устанавливая с ними отношения в соответствии с общепринятыми правилами (родство, иерархия). Ребенок впитывает социальные правила и приобретает культурный багаж (язык, моральные ценности). Это дает ему возможность:
- Физического
- Эмоционального
- Духовного
- Интеллектуального
- Социального прогресса
Человек является симбиозом врожденной биологической природы и приобретенного социального контекста. Он рождается и живет в обществе и с первых дней жизни учится социальным отношениям.
Социализация личности: многогранность процесса
Отношения личности и общества складываются в процессе социализации и длятся всю жизнь.
В детстве ребенок копирует поведение родителей, окружающих его людей. Он неосознанно запоминает, пассивно ассимилирует элементы их поведения.
Процесс социализации завершается созданием личности. Новая личность появляется в результате взаимного влияния индивидуума и общества друг на друга.
Семейные отношения и общество
Существование – это факт, а жизнь – это искусство. Искусству жизни и общения с другими людьми ребенок учится в семье. Родители являются его учителями, потому что у них имеется жизненный опыт.
Дети непостоянны, на них легко повлиять. Ребенок пребывает в инфантильном желании: все и сразу. Не отправившись в путешествие, он уже хочет приехать. Он хочет быть победителем, не участвуя в сражении.
Родители учат ребенка мыслить, оценивать, различать добро и зло, правду и ложь. Они учат любить и прощать.
Родители воспитывают ребенка, полностью формируют личность. Они учат дитя умению «жить с другими людьми», жить в обществе. Они учат принятию другого человека с его особенностями и недостатками.
Отец и мать лепят сына или дочь, желая видеть их порядочными, умными людьми.
Воспитание идет через прямое подражание, желание быть похожим на образец. Воспитывать труднее, чем учить – давать конкретные знания. Воспитание невозможно втиснуть в рамки программы, а оценки за него выставляет жизнь.
Полноценная семейная жизнь опирается на здоровые межличностные отношения, основанные на:
- Любви
- Доверии
- Уважении
- Верности
- Умении прощать
Духовные отношения в обществе
Духовная зрелость является плодом духовного воспитания. Она не может основываться только на знании священных текстов: библии, корана или талмуда. Это важные вещи, пренебрегать которыми не стоит. Но настоящая духовная зрелость проявляется в поведении, характере человека, его отношении к ближним.
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это правило можно назвать основой морали общества. Оно обладает удивительной силой:
- Мы радуемся, когда мы внимательны и добры к другому человеку
- Нас мучает совесть, если мы лжем или обижаем кого-то
Духовно зрелый человек внутренне свободен. Человек не рождается свободным. Он им становится. Свободный, духовно зрелый человек:
- умеет различать добро и зло, справедливость и несправедливость
- познал самого себя
- умеет владеть собой и своими эмоциями
- сострадает другому человеку
Как улучшить межличностные отношения в обществе?
Поддерживать здоровые межличностные отношения важно для полноценной жизни общества и профессиональной деятельности. Хорошие отношения в семье и обществе имеют первостепенное значение для физического и психического здоровья человека, они помогают:
- создать высокий уровень доверия, сотрудничества, взаимопомощи между людьми
- обеспечить личное самоуважение
- получить удовлетворение от работы, сводя стресс на нет
- усилить мотивацию и заинтересованность в общем деле
Здоровые межличностные отношения, возникающие в обществе, благотворно влияют на профессиональные объединения:
- создается положительный образ коллектива
- у его членов выражено чувство солидарности и ответственности за коллег
- создается полноценное сотрудничество, единство в выполнении общего дела
- повышается профессионализм, производительность, эффективность совместного труда
- исчезает текучесть кадров
- нет прогулов, опозданий, больничных листов
Что нужно сделать для улучшения межличностных отношений?
Необходимо создание благоприятного контекста, потому что всякие отношения подразумевают наличие двух сторон. Рассмотрим взаимоотношения на примере организаций, так как в повседневной жизни мы часто строим их в коллективе сослуживцев. Внутри любой организации необходимы:
- Культура общения, основанная на общих ценностях: честности, уважении, взаимном доверии
- Открытость общения между членами данной организации и свободный обмен информацией
- Руководитель организации должен быть советником, другом и опорой своих сотрудников
- Возникающие недоразумения должны разрешаться быстро и безболезненно
Каждый сотрудник должен на личном уровне:
- Желать развивать отношения, основываясь на взаимном уважении, честности и лояльности
- Учитывать мнение другого человека
- Доверять себе и коллегам
- Принимать другого человека с его особенностями
- Общаться открыто, делиться мыслями и информацией
На таких свойствах личности могут выстраиваться здоровые межличностные отношения.
Мы можем влиять на качество наших социальных контактов. Это важно для здоровья человека, его удовлетворенности своей повседневной жизнью.