Дисгармоничное развитие личности

Формирование личности — изменение качественных, количественных свойств, такие как накопление опыта, образование собственного мировоззрения, самосознания, характера, восприятия жизни. Существует множество факторов, влияющих на патологическое развитие личности и правильное формирование личностных характеристик.

Патологическое формирование личности

Человек рождается индивидом, которой должен создать, сформировать личностные характеристики. Некоторые условия, факторы влияют на то, что формирование происходит неправильно, с патологическими отклонениями.

Окружающая среда

Начальное условие образования личностных характеристик – нормальная биологическая природа человека. Если с детства есть отклонения, процесс существенно затрудняется.

Индивидные особенности – факторы, способные облегчить, затруднить формирование самооценки, характера, способностей, личных интересов. Эти факторы нужно рассматривать при создании воспитательных методов. Психогенетика изучает перечисленные вопросы.

Важным условием считается наличие социальной среды. Это родители, родственники, члены семьи, воспитатели, ровесники, герои книг, фильмов. Если общественная среда отсутствует, личностные характеристики не развиваются. Подробней об этом в рубрике: отношения.

ребёнок плачет
Воспитание в неблагополучной семье ведет к негативным последствиям

Например, когда дети воспитывались среди животных. Детей с синдромом Маугли (одичавших детей) после 12-13 лет можно минимально адаптировать. Воспитанники неблагополучных семей, колоний, детдомов – у этой категории часто идет патологическое развитие личности.

Воспитание

Передача общественных норм – это воспитание. Разделяется на следующие виды:

  • Целенаправленный вид – упорядоченный, организованный процесс. Изучение общественных норм, демонстрация лучших поведенческих методов, способы контроля, наказания, похвалы.
  • Стихийное воспитание образовано из педагогических действий, не несет конкретных воспитательных целей. Цель достигается как побочный эффект.

Воспитание – двусторонний процесс. Окружение только способствует в создании условий. Ученику первого класса можно объяснять, показывать примеры, наказывать, поощрять, правильно организовывать учебный процесс. От него зависит, как делать уроки, складывать в портфель учебники.

Перечисленные действия требуют от детей способностей, особенно умения преодолевать индивидную сущность, отказывающуюся выполнять действия. Важное условие – активная деятельность детей, которая направлена на усвоение общественных норм, поведенческих методов.

Самопознание

Самопознание — постижение своей сущности. Таким образом, человек осознает физические, психологические способности. Самопознание и развитие личности происходит на трех уровнях:

Биологический Осознание себя как обособленный организм.
Социальный Познание общественных поведенческих норм, способность к изучению и применению навыков
Личностный Способность выбирать, решать, организовывать время, согласовывать поведение

От самопознания и развития личности зависит успех и результаты человеческой самореализации. Совершенствование личностных характеристик – возможность раскрывать способности самостоятельно с целью достижения наиболее высокого уровня.

Самопознание и развитие личности начинается с раннего детства – малыши познают личные способности, отличают себя от остальных людей. Ребенок впитывает в себя все происходящее, всю информацию независимо от необходимости. После трех лет малыш начинает разделять ее.

В дальнейшем у человека появляются убеждения о себе, обнаруживается личностный мотив, являющийся главным побуждением к самопознанию и развитию личности. Мотив определяет мысли, чувства, поведение, отношение к обществу и мировоззрение. Каждый способен выработать свой сценарий, совершенствуя его всю жизнь через улучшение сознания и мышления.

Дисгармоничность

Гармоничность появляется, когда стремления полностью соответствуют даже бессознательным желаниям. Мотивирующая сила бессознательных желаний на таком высоком уровне, что противоречие им в жизни приводит к аффективным конфликтам.

Аффективные переживания – источник образования патологического развития личности. Это можно пронаблюдать у детей, чья самооценка завышена – они доказывают всем, что они способны добиться всего, даже высочайшей оценки окружения.

Их можно сравнить со школьниками, чья самооценка на чрезмерно низком уровне. Они постоянно находятся в страхе, что их «несостоятельность» обнаружится. Это является другой стороной стремления самоутвердиться. Выражается в защитном механизме не появиться на чрезмерно высоком уровне, который школьник для себя утвердил.

Школьник не хочет думать о несостоятельности, отвергая неудачи, неправильно растолковывая факты своих неуспехов, что приводит к «аффекту неадекватности». Дети с невротическим развитием личности не могут достоверно понять причину поражения, проанализировать ее, чтобы двигаться дальше. Долго аффект держится у тех, кто поддерживает самоуверенность небольшими успехами.

С этого начинается дисгармоничное развитие личности. Выглядит, будто самооценка на высоком уровне, присутствует желание оставаться на уровне высоких возможностей. В реальности у него неосознаваемая низкая самооценка, чрезмерная зависимость от мнения других людей.

По мере взросления некоторые начинают ценить особенности, воспринимая их как полезные. Складывается впечатление, что граница между поведением и сознанием исчезает, в реальности это не так. Патологическое развитие личности выражается в повышенной склонности к конфликтам, тревожности, если их недостаточно высоко оценивают. Другая группа принимает ценности, находящиеся в конфликте с особенностями, получая постоянный разлад.

Страх и тревога

Страх представляет собой эмоцию, которая отражает защитную реакцию, появляющуюся при воображаемой или реальной угрозе здоровье или благополучию. Тревога – вариант страха. Она вызвана прогнозом неуспеха, опасности, ожидания важного события в неопределенных условиях.

Если она находится в умеренном уровне, есть возможность предугадывать препятствия на пути к цели. Тревога помогает планировать способы преодоления трудностей. Тревожность на среднем уровне – главное условие активной жизни.

Преодолеть повышенную тревожность и страх можно с помощью совершения действий их вызывающих. Страх бессонницы можно преодолеть длительным бодрствованием.

Способность отстраниться от ситуации, с юмором воспринимать страхи и тревогу может помочь преодолеть повышенную тревожность. Осознание и принятие страха отражает готовность к жизненным изменениям. Понимание причин страха освобождает от иллюзий, приближает к достижению идентичности.

Роль невроза

«Невроз и личностный рост» — книга психолога К. Хорни. Карен придавала значение жизненным условиям детей в семье, где не ощущается безопасность, любовь и ценность. В результате такого воспитания формируется «базальная тревога» — ощущение беспомощности перед окружающим миром, которое он пытается смягчить. Человек стремится к власти, гонится за всеобщей любовью и признанием или отчуждается от мира. Перечисленные методы противоречат друг другу, что ведет к невротическому развитию личности.

отец играет с сыном
Счастливая семья – залог успешного воспитания

Дисгармоничное развитие личности происходит из-за множества факторов – врожденные особенности, воспитательные факторы, отношения внутри семьи и коллектива. Источники невротического развития личности – аффективные переживания, которые появляются в результате конфликта с собой.

Добавить комментарий